ОТДЫХ

Русское кино в *опе?

Русское кино в *опе?

Суть и разбор претензий зрителей
Cover
3002 29 ноября 2016, 04:00

Так и тянет сказать, что на «русское кино — в *опе» не жалуется только ленивый. Но все как раз наоборот. Опыт показывает, что чаще остальных это делают те, кому лень делать все остальное.

Если попробовать задать вопрос про *опу тем, кто сегодня снимает кино, вариантов развития событий три.

  • Первый: они действительно найдут способ объяснить, ради чего занимаются своей работой, — и окажется, что у них для этого куча самых разных причин, среди которых найдутся и вера в искусство, и даже вера в российскую киноиндустрию (в отдельных, редких случаях — то и другое вместе).
  • Второй: они возразят, что все не так уж плохо, но назовут конкретную проблему, которая им мешает. Вероятно, еще расскажут о том, как считают нужным ее решить и что для этого на данный момент сделали. Но это если вообще удастся их заставить уделить вам пять минут.
  • Потому что третий — и самый вероятный — вариант будет таким: у них просто не найдется времени. Подавляющее большинство не ленивых людей в русском кино при делах и страшно заняты.

Поэтому отвечать будет редакция Interview, которая не первый год осваивает алхимическое искусство совмещения рабочих графиков актеров, режиссеров, продюсеров, сценаристов, операторов и художников, чтобы найти тот единственный день в месяце, когда они будут свободны и смогут спокойно болтать хотя бы час.

Претензия:
«Ну, снимают — да, снимают. А смотреть-то все равно нечего»

«Милый Ханс, дорогой Петр» — реж. Александр Миндадзе.

Возможно, вы не там смотрите. Широкий прокат — это такая огромная, пестрая торговая улица, на которой очень много кафе и магазинов. Есть интересные и хорошие, но по большей части все они очень похожи друг на друга. Если с этой улицы свернуть, обнаружатся удивительные вещи, которые до кинотеатров в последние годы просто не дошли, дошли с опозданием или едва заглянули, промелькнув тремя экранами: от «Зимнего пути» Львовой и Тарамаева до «Холодного фронта» Волобуева.

Особенно обидно за те картины, которые к зрителю не пустила несуществующая, но могущественная цензура — «Комбинат "Надежда"» Мещаниновой и «Милый Ханс, дорогой Петр» Миндадзе. И это мы еще не затрагиваем тему документального кино. Идти, кстати, за всем этим стоит в первую очередь на кинофестивали и только потом уже в интернет.

Претензия:
«Да чернуха же одна сплошная»

«Страна ОЗ» — реж. Василий Сигарев.

Если что, «чернуха» — это еще хуже, чем «жопа». Никаких конкретных границ у этого определения тоже нет, большинство людей так обзывают все подряд, от фильма «Жить» до «Левиафана». Часто это благородное звание также носят фильмы, заслужившие для России призы мировых кинофестивалей.

Эта самая «чернуха», кстати, сильно изменилась за последние несколько лет. Главное, что случилось в этой области, — выдающаяся черная новогодняя комедия Василия Сигарева «Страна ОЗ» с Яной Трояновой в роли придурковатой Снегурочки, путешествующей по беспощадно пьяному новогоднему Екатеринбургу.

Претензия:
«Ну, фильмов, допустим, много, но лица-то везде одни и те же»

«Ученик» — реж. Кирилл Серебренников.

Во-первых, посмотрите на французов: у них там вообще добрую треть массового кинематографа исправно производит один большой семейный синдикат — и ничего. А во-вторых, новых хватает, тем более молодых. Данила Козловский физически не сможет сняться во всех отечественных фильмах, наш прокат все-таки не настолько мал. Просто искать этих новых актрис и актеров стоит не только в кино, но и, например, в театре — таких вот, как Петр Скворцов, сыгравший в этом году главную роль в каннском «Ученике» Кирилла Серебренникова.

Претензия:
«Все равно российский фильм никогда голливудский в прокате не обскачет»

«Горько!» — реж. Жора Крыжовников.

Ну, кстати, обскачет, хоть и редко. Помимо Федора Бондарчука, поразительно хорошо этот трюк удается компании Тимура Бекмамбетова: народный «Горько!» и его сиквелы, а также англоязычные проекты «Базелевса», «Убрать из друзей» Лео Габриадзе и «Хардкор» Ильи Найшуллера в прокате свое отстояли. Будем надеяться, что повезет со сборами и надвигающемуся на зрителей в октябре «Ледоколу» Николая Хомерики, сменившего амплуа автора камерных фестивальных драм на режиссера приключенческого блокбастера. Тому, что отечественные фильмы редко собирают голливудскую кассу, есть масса системных причин, и да, изящный способ их как-то изменить пока никем не найден.

Когда этот разговор заводится на официальном уровне, начинаются разве что старые песни о квотах. Но до официального уровня далеко: между живыми людьми, у которых чешутся руки и горит сердце, и людьми, которые принимают законы, простирается целый океан реальной жизни, где постоянно что-то происходит. Например, хорошие кинорежиссеры получают возможность взяться за интересные проекты на ТВ, такие как «Озабоченные» Бориса Хлебникова или вышедший недавно в эфир после нескольких лет «на полке» «Салам, Масква» Павла Бардина.

Претензия:
«Все деньги воруют, невозможно же снимать»

«Ледокол» — реж. Николай Хомерики.

Воруют или не воруют, но денег на кино (да и не только на кино) у талантливых людей часто действительно нет. Система кинопроизводства у нас устроена так, что решение этой проблемы она скорее затрудняет. Возразить тут трудно, но зато можно вспомнить важные слова из интервью, которое дала нам пару лет назад актриса, директор фестиваля «2morrow/Завтра» и опытный борец за выживание искусства в экстремальных условиях Ольга Дыховичная: «Эта жизнь на пределе невозможного дает вдохновение: вдруг приходят неординарные решения, само дело дает тебе пинок. Когда понимаешь, что денег не будет, ищешь другие мотиваторы».

Претензия:
«Героев-то своих у нас нет все равно»

«Хороший мальчик» — реж. Оксана Карас.

А вот этого не надо. Героев у нас хватает, и родословная у них благородная. Как, например, девятиклассник Коля из победившего этим летом на «Кинотавре» фильма Оксаны Карас «Хороший мальчик» — прямой потомок чересчур серьезных парней из «Курьера» и «Плюмбума». Надо сказать, что за Колиными плечами стоит еще целая банда таких же непосредственных и юных талантов с экранов «Кинотавра» последних лет — героинь «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой или пацанов из «Тряпичного союза» Местецкого. Эти ребята уж именно что свои.

Каково ваше мнение на этот счет и есть ли любимые руссские фильмы?

Текст Наиля Гольман

Обложка Страна ОЗ

Источник interviewrussia.

Статьи по теме

Как с легкостью просыпаться зимой

Чтобы одеялко не засосало назад в кровать

Это сильное разочарование

15 человек, которые теперь вряд ли смогут кому-то доверять

Комментарии

Загрузка комментариев
Default
ОТДЫХ

Куда пойти в новогодние выходные в Орске

Куда пойти в новогодние выходные в Орске

Взрослым и детям

Default
НОВЫЙ ГОД

Мандарины напичканы нитратами или нет?

Мандарины напичканы нитратами или нет?

Роскачество проверило новогодние цитрусы

Default
НОВЫЙ ГОД

6 рецептов канапе на праздничный стол

6 рецептов канапе на праздничный стол

Шикарные минибутерброды, вместо громадных крошкозасорителей

Default 8
ЛЮДИ

9 приемов, которые сделают вас крутым водителем

9 приемов, которые сделают вас крутым водителем

Ездить станет легче

Default
ЛЮДИ

Девушками стали нравиться мужские пивные животики

Девушками стали нравиться мужские пивные животики

9 неочевидных способов стать привлекательнее

Default
ЕДА

ВСЕ О МЯСЕ

ВСЕ О МЯСЕ

Как выбрать, готовить и чем заправлять

Default
НОВЫЙ ГОД

Красивая сервировка праздничного стола на Новый год

Красивая сервировка праздничного стола на Новый год

Ваши гости придут в восторг!

Default
ОТДЫХ

Минобороны РФ выпустило шуточный календарь

Минобороны РФ выпустило шуточный календарь

Суровый юмор на весь год

Показать больше

Популярные материалы

Яндекс.Метрика
Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с письменного разрешения редакции
18+